Коробка передач Tiptronic: что это такое и как работает?

Tiptronic — торговая марка функции (режима) ручного переключения передач, которая реализована в автоматических трансмиссиях. В мире автомобилестроения название Tiptronic используется для обозначения автоматических коробок передач определенной конструкции и метода управления независимо от фактического разработчика и производителя трансмиссии.

Плюсы и минусы Tiptronic

Режим Tiptronic имеет следующие преимущества:

  1. При движении по асфальтированной дороге удобно использовать стандартную автоматическую коробку передач — достаточно запустить двигатель и ехать. Но при движении в гору или скользком дорожном покрытии лучше использовать ручную коробку передач. Поэтому Tiptronic — уникальное решение для любых условий движения.
  2. Если вам нужно обогнать машину, то с этой задачей легко справится АКПП с функцией Tiptronic. Раньше механическая трансмиссия была лучшим решением для таких целей, потому что со стандартными автоматическими трансмиссиями невозможно было мгновенно перейти на высшую передачу. Коробка передач с функцией Tiptronic имеет специальную опцию Kick-down, которая обеспечивает резкое увеличение оборотов двигателя.
  3. С помощью функции Tiptronic можно выполнять торможение двигателем, то есть не допускается в обычных автоматических трансмиссиях.
  4. Зимой Tiptronic исключает пробуксовку колес, когда водитель начинает движение со 2-й передачи. С Tiptronic езда по обледенелой дороге не проблема.
  5. Вождение по бездорожью с коробкой передач Tiptronic будет легкой задачей, потому что после переключения в ручной режим водителю становится намного проще маневрировать и объезжать любые дорожные препятствия.
  6. В отличие от механических коробок передач, Tiptronic защищает двигатель от неточного переключения передач. Если водитель поспешно переключает передачи, двигатель и трансмиссия не пострадают.
  7. Что касается расхода топлива, то трансмиссия Tiptronic более экономична, чем стандартные автоматические трансмиссии, но в то же время Tiptronic по этому параметру уступает механической трансмиссии.
  8. Если водитель не прибегает к использованию ручного режима, то «умное» программное обеспечение переключит трансмиссию в автоматический режим, т.е. после остановки на на светофоре двигатель не следует запускать вручную, модуль управления трансмиссией запустит его автоматически.

История Tiptronic трансмиссия

Изначально название Tiptronic было введено компанией Fiat (scudo TD) для 4-ступенчатой ​​автоматической коробки передач (4HP22HL) с электронным блоком управления, разработанной немецким производителем автоматических коробок передач ZF Friedrichshafen AG. Эта коробка передач была разработана в соответствии с техническими требованиями Porsche и предназначалась для серийного производства нового поколения (3-го) автомобилей Porsche 911 — Porsche 964, которое началось в 1990 году. В этой автоматической коробке передач инженеры ZF впервые реализовали в отработать определенный набор инженерных решений, которые, с одной стороны, заставляли водителей чувствовать себя за рулем автомобиля с секвентальной механической коробкой передач, широко применяемой в автоспорте, а с другой стороны, не требовали опыта и специальных навыков для вождения автомобилей оснащен последовательной механической коробкой передач.

Решение Tiptronic было признано успешным во всех отношениях не только производителями автомобилей, но и покупателями. Porsche запатентовал технологию Tiptronic в 1990 году. Долгое время производители не особо заботились о разработке каких-либо аналогов Tiptronic, кроме американского Chrysler с его AutoStick (будет рассмотрен ниже). Но с начала 2000-х годов концепция Tiptronic как автоматической трансмиссии с возможностью ручного переключения передач стала широко использоваться в мировой автомобильной промышленности. Решен вопрос надежности при длительной эксплуатации, и технические решения, положенные в основу концепции Tiptronic, были успешно интегрированы в автоматические трансмиссии подавляющим большинством автопроизводителей. Некоторые конструктивные решения были очень похожи на Tiptronic, другие решения имели только такой же принцип работы. Вот как работает Autostick

В Фактически, термин «Tiptronic» стал нарицательным для любой автоматической трансмиссии, способной имитировать последовательное ручное управление. Однако следует учитывать, что не все автоматические трансмиссии с возможностью ручного переключения передач применяют решение Porsche и, следовательно, не все из них. они подпадают под действие товарного знака Tiptronic.

Узнайте больше о технологии Tiptronic в следующих видео:

Помимо возможности ручного переключения передач, режим Tiptronic представляет собой гидромеханическую безвальную технологию, работающую на планетарных редукторах с электронным управлением. и блокировка преобразователя крутящего момента на всех передачах. В режиме Tiptronic ручное переключение передач должно производиться за один ход рычага или в установленном порядке (другими словами, водитель не может сбрасывать передачи, например, нельзя переключаться со 2-й на 4-ю передачу), как в секвентальных трансмиссиях. : для переключения на более высокую передачу водитель должен толкать рычаг вперед, а для переключения на более низкую передачу необходимо потянуть рычаг назад. Этот алгоритм переключения передач противоположен стандартной последовательности операций переключения передач, применяемой в автоспорте: потяните рычаг назад для переключения передач и нажмите рычаг вперед для переключения на более низкую передачу..

Современные трансмиссии DSG любой конструкции и вариаторы не подходят под торговую марку Tiptronic, даже если их Алгоритмы работы ручного переключения передач такие же, как у Tiptronic. По закону о товарных знаках любая автоматическая трансмиссия, оснащенная электронным управлением, блокировкой гидротрансформатора на всех передачах и определенным алгоритмом ручного переключения передач, должна называться Tiptronic. Такое название получили 4-6 ступенчатые автоматические трансмиссии, используемые в различных моделях автомобилей концернов VAG и PSA, несмотря на то, что разработка этих автоматических трансмиссий не имеет ничего общего с Porsche.

В 1989 году компания Chrysler разработала автоматическую трансмиссию А604 Ultradrive, которая по конструкции очень похожа на первую модификацию Tiptronic. A604 имел электронный блок управления, блокировку преобразователя крутящего момента на 3–4 передачах, и эта трансмиссия не имела обгонных муфт, как в технологии Tiptronic, разработанной ZF. Блокировка преобразователя крутящего момента на 1-2 передачи не реализовывалась, так как это потенциально могло снизить ресурс трансмиссии, что могло негативно сказаться на надежности трансмиссии в первые гарантийные годы эксплуатации с учетом того, что средний годовой пробег для американских автомобилей составлял 60 000 миль. А604 Ultradrive имел стандартный селектор передач и не был оборудован опцией принудительного выбора передач, как в Tiptronic. Но A604 стала первой автоматической коробкой передач с адаптивными алгоритмами управления, которая в какой-то мере компенсировала отсутствие выбора ручной передачи.

Если технология Tiptronic была разработана для сочетания удобства автоматических трансмиссий и спортивного стиля вождения, то трансмиссия Ultradrive была разработана для повышения экономии топлива. В результате два тесно связанных инженерных решения были независимо реализованы для достижения разных целей. Стоит отметить, что инженеры Chrysler могли бы реализовать функцию ручного переключения передач в A604, но тогда агрессивный стиль вождения не был главным приоритетом для американских производителей трансмиссий. Впоследствии Chrysler добавил возможность ручного переключения передач (названного Autostick) для некоторых моделей (платформы LH, JA (JR)), оснащенных А604 Ultradrive.

Вот как работает Autostick


Ferrari F1

В 1989 году Ferrari впервые в Формуле-1 применила полуавтоматическую коробку передач с подрулевыми лепестками для своего гоночного автомобиля FerrariF-640. Несмотря на то, что эта технология не имела ничего общего с дизайном Tiptronic, эта коробка передач стала первым трансмиссионным решением в автоспорте, позволяющим гонщикам использовать только две педали (газ и тормоз) во время движения (за исключением трогания с места). Автомобиль с этой трансмиссией выиграл первую гонку, в которой стартовал.. Пилот Ferrari Найджел Мэнселл, который изначально опасался такого решения трансмиссии, признал вклад этой коробки передач в облегчение рулевого управления и успешный результат.

Найджел Мэнселл за рулем Ferrari F-640 в 1989 году


Различные варианты ручного переключения передач в автоматических трансмиссиях

В настоящее время возможность ручного переключения передач (под разными лейблами) в АКПП реализована многими производителями АКПП, поэтому рассмотрим наиболее популярные решения:

  • Типтроник реализован в автоматических трансмиссиях, устанавливаемых на автомобили Volkswagen Group (VW, Audi, Skoda, Seat, Porshe);

  • S-tronic реализован в коробках передач DSG (например, DQ250 (02E) DQ500, DL501 (0B5)), которые в основном устанавливаются в моделях автомобилей Audi и VW;

  • Мультитроник реализован в вариаторной трансмиссии 01J, которая устанавливается на модели автомобилей Audi (A4, A6, A8);

  • Steptronic реализован в автоматических трансмиссиях, которые устанавливаются в моделях автомобилей BMW;

  • Опция Easytronic (разработанная Opel и Luk) реализована в трансмиссии DSG, которая устанавливается в модели автомобилей Opel (Corsa, Vectra, Astra, Zafira, Meriva). Easytronic — это торговая марка Opel полуавтоматической трансмиссии или коробки передач с трансмиссией, которая используется в некоторых автомобилях Opel/Vauxhall. Easytronic — это не коробка передач Tiptronic; у него нет преобразователя крутящего момента. По сути, это обычная механическая коробка передач с однодисковым сухим сцеплением. Коробка передач управляется электронным блоком управления (ЭБУ).

  • Tiptronic S — это модернизированная технология Tiptronic, которая способна подстраиваться под стиль вождения водителя и позволяет водителю переключать передачи, не переходя в ручной режим. Это решение было представлено в 2000 году для Porsche Boxster. В PorscheCayenne Tiptronic S был обновлен до шестиступенчатой.

Теоретически возможность оснащения любой стандартной АКПП возможностью ручного переключения передач не зависит от ее конкретной конструкции. . Эта функция может быть добавлена ​​даже в коробках передач без электронного управления при условии внесения необходимых изменений.. Долгое время реализация функции Tiptronic в автоматических трансмиссиях была невозможна, так как во многих старых автоматических трансмиссиях жесткая связь между колесами автомобиля и коленчатым валом двигателя не реализовывалась.


Принцип работы Tiptronic

Автоматические коробки передач с функцией Tiptronic могут работать в двух режимах: полный автоматический режим и режим ручного управления (Tiptronic). Когда функция Tiptronic не выбрана, трансмиссия работает как стандартная автоматическая трансмиссия с ECM (Electronic ControlModule), отвечающим за переключение передач. Для режима Tiptronic инженеры предложили схему работы, при которой водитель в любой момент может решить, какую передачу следует задействовать, как это сделано в механических коробках передач. Переключение в ручной режим и дальнейшее управление в автоматических коробках передач с функцией Tiptronic осуществляется перемещением рычага переключения передач во вторую рабочую плоскость заслонки переключения передач, отмеченной символами «+» для переключения на повышенную передачу и «-» для переключения на пониженную передачу. В конструкции Tiptronic применен преобразователь крутящего момента, как и в стандартных автоматических трансмиссиях. Функция Tiptronicshifting реализуется с помощью специального программного обеспечения, установленного в электронном блоке управления (ECM).

В некоторых моделях автомобилей трансмиссия переключается в ручной режим простым нажатием на рулевое колесо. селекторы в виде кнопок или так называемых лопастей (аналогично схеме управления в гоночных автомобилях). В некоторых автомобилях подрулевые переключатели активируются после нажатия специальной кнопки, расположенной на рулевом колесе. После этого трансмиссия переходит в ручной режим, а рычаг селектора не задействуется. Выбранные передачи отображаются на приборной панели автомобиля. Когда ручной режим больше не нужен, трансмиссия снова переключается в автоматический режим по истечении определенного периода времени, отсчитываемого с момента, когда водитель прекращает использовать подрулевые переключатели для переключения передач.

Система Multitronic, реализованная в CVTtransmission 01J, использует фиксированные передаточные числа, реализованные в CVT. Несмотря на то, что ручной режим подразумевает, что водитель отвечает за переключение передач, ECM трансмиссии по-прежнему контролирует действия водителя, чтобы избежать критических ошибок, таких как повреждение трансмиссии или двигателя в случае неточного переключения передач.

Еще видео, связанные с технологией Tiptronic

Несмотря на все неоспоримые преимущества режима Tiptronic в автоматических трансмиссиях, данное техническое решение имеет несколько софт-спотов. Например, введение дополнительной функции привело к увеличению массы трансмиссии. Также некоторые водители заметили, что переключение передач происходит с некоторыми задержками (независимо от того, какой режим включен). Подобные замечания имели место при скорости до 100 км/ч. Задержки варьировались от 0. 1 до 0,7 секунды. Однако в последних версиях АКПП этот недостаток практически устранен, так как переключение передач осуществляется с минимальной паузой.

В общем, АКПП с режимом ручного переключения передач (Tiptronic) поражают воображение баланс между автоматической и механической коробками передач, поэтому данное решение может быть рассмотрено водителями, которые хотят совместить комфорт использования автоматической коробки передач и агрессивный стиль вождения с высокими скоростями, обгонами и вождением по бездорожью. этот вариант, потому что вы по-прежнему можете нести ответственность за переключение передач, а также за расслабление и вождение автомобиля без необходимости следить за оборотами двигателя и переключением передач, что невозможно при управлении автомобилем со стандартной механической коробкой передач.

Оцените статью
motary.ru
Добавить комментарий